logotype

Популярные отели:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image

Религия
Гид по стране - Cведения о стране

религия

Христианские влияния как с востока, так и с запада достигли Финляндии тысячу лет назад. Миссионерские усилия со стороны западной церкви оказались, однако, сильнее и в начале 14 века основная часть Финляндии была под римско-католической церквью и шведской властью. Католическая церковь принесла европейский уклад жизни в Финляндию. Она объединила разбросанные племена в единую нацию и ввела развитую административную систему. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы. Она благоприятствовала науке и искусству. Восемьдесят каменных церквей с фресками, гравюрами на дереве, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами напоминают нам о высоком уровне как финского, так и зарубежного церковного искусства. Церковь несла ответственность как за высшее образование, так и за обучение простого народа. К концу средневековья финны научились жить с церковью и ее таинствами. Епископ г. Турку был самым влиятельным человеком в средневековой Финляндии. Он был также представителем финнов на Королевском совете Швеции. Большинство из 140 финнов, зарегистрированных в средневековых университетах, приступило к учебе с поддержкой духовного капитула.


Реформация

Протестантская реформация достигла Швеции и Финляндии в 1520-е годы. Ее сила не исходила из народа или духовенства, она была установлена королевским указом. Короля Густава Вазу особо интересовал один аспект лютеранского учения: оно предоставило ему право сократить светскую власть церкви и передать ее доходы и имущество в королевскую казну.

Швеция приняла Аугсбургское исповедание в Упсале в 1593 году. Лютеранство стало государственной религией. Оно гарантировало единство королевства и не терпело никаких отклонений. Реформация прервала все связи с Римом. Власть папы римского сменилась на власть шведского короля, который лишил церковь ее доходов и имущества. Микаэль Агрикола, первый лютеранский епископ Финляндии, перевел Новый завет на финский язык. Богослужения постепенно становились более лютеранскими и совершались на народном языке. Монастыри были закрыты, священникам было разрешено жениться.
Кафедральный собор в городе Турку является самым большим кафедральным собором в готическом стиле в Финляндии. Первая церковь была построена в 1286 - 92 годах, но в 1318 году был в значительной степени разрушен русскими, после чего восстановлен и увеличен.

В период ортодоксального лютеранства в 17-м и в начале 18 века церковь опять обладала такой же культурной монополией, как в средние века. Она проповедовала преданность государству, внушала сильное чувство христианской морали и учила финнов читать.

Шведская власть над Финляндией кончилась в 1809 году, когда Финляндия стала Великим княжеством в составе Российской империи. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранская церковь осталась государственной церковью Финляндии. Церковный закон 1869 года ослабил узы, связавшие церковь с государством, и увеличил независимость церкви. Был учрежден Синод, высший орган, ведавший делами церкви.


Пиетизм

Пиетизм, взывающий к чувствам и акцентирующий индивидуальное обращение и личную духовность, укоренился в начале 18 века. На этом фоне возникли в начале 19 века традиционные «возрожденские движения»: пиетизм, евангелизм, лестадианизм. Они сохранились как характерные черты финской религиозной жизни.

Возникновение этих движений в первой половине 19 века встретило сопротивление со стороны государства и духовенства. Были опасения, что они вызовут политические волнения и пробудят подозрения России. Высшее духовенство также подозревало их в сопротивлении установившейся церкви и распространении ереси. Их лишили свободы собраний, и ограничили свободу передвижения их лидеров.


Церковь в независимой Финляндии

Гражданская война разразилась в Финляндии после провозглашения независимости в 1917 году. Практически все духовенство поддержало буржуазную Финляндию. Отношения между церковным руководством и организованным рабочим классом остались холодными, в то время как буржуазные победители начали рассматривать церковь как бастион законного порядка, национальной традиции, западной культуры. От нее ожидали действий по воспитанию нравственных граждан, верных государству.

Зимнюю войну с Советским Союзом (1939-1940) характеризовали как борьбу в защиту «дома, веры и отечества». Церковь служила источником поддержки и единства во время этой борьбы. Воля к защите родины имела религиозный подтекст. Административная и финансовая независимость церкви увеличилась в годы войны с созданием Центрального фонда церкви (1941) и Церковного совета (1944). В этот период отношения с рабочим движением улучшались.

После войны церковь взяла на себя новые задачи, в частности, семейную консультацию. Благотворительная работа церкви быстро расширялась, также как и работа среди молодежи.

В 60-е годы финскую культуру потрясли миграция из села в населенные пункты городского типа, а также эмиграция, растущие зарубежные влияния, отраженная телевидением плюралистическая картина мира, повальный кризис веры в авторитет. Церковь заклеймили антидемократической и устаревшей. В 1970-е годы велись оживленные дискуссии о нравственных вопросах и интерес к религии снова возрос.

Позиции «возрожденских движений» – вопреки ожиданиям двадцатилетней давности – укрепились, а количество новых религиозных групп умножилось. Интерес средств массовой информации к религиозной жизни увеличился. В печати появились сообщения о духовном возрождении известных лиц, о больших религиозных собраниях.


Роль церквей и вероисповеданий

Вплоть до конца 19 века каждый финн должен был принадлежать либо к лютеранской, либо к православной церкви. Только закон 1889 года о непринадлежности к государственной церкви дал официальный статус другим протестантским церквам и разрешил принадлежность к ним. Первыми религиозными организациями, получившими официальное признание, были баптисты и методисты.

Свобода вероисповедания гарантирована с 1923 года. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины или полностью оставаться вне таковых. Государство перестало утверждать лютеранскую веру, приняв нейтральное отношение к религии. Права и обязанности граждан не зависят от религиозной общины, к которой они принадлежат, или от того, принадлежат ли они вообще к какой-либо общине.

В школах религия преподается согласно вероисповеданию большинства учеников. Если не менее трех учеников принадлежат к одному вероисповеданию, то их родители или опекуны могут требовать соответствующего преподавания. Ученики, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, изучают различные философские мировоззрения, если их родители того пожелают.

Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии более независима от государства, чем лютеранские церкви других Северных стран. Юридический статус евангелическо-лютеранской церкви определен в Конституции и в отдельном церковном законе.

В независимой Финляндии государство приняло на себя некоторые из функций, раньше выполнявшихся церковью. Несмотря на это, евангелическо-лютеранская и православная церкви все еще исполняют обязанности, которые могли бы на практике исполняться либо государством, либо местной администрацией. Приходы ведут демографические реестры своих членов. На кладбищах лютеранских приходов, которых более тысячи, также хоронят членов других религиозных общин и людей, внесенных в гражданский реестр населения. Отношения православной церкви к государству практически те же, что и лютеранской.


Евангелистско-лютеранская церковь

В 2000 году евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 миллионов членов, т.е., 85 % населения зарегистрировано в приходах.

В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Приходы имеют в среднем 7.000 членов, но самые маленькие состоят из нескольких сотен человек в то время, как самые большие имеют десятки тысяч членов.

Высшим органом власти в приходе является приходской совет. Все члены прихода, которым исполнилось 18 лет, имеют право голоса на выборах приходского совета.

Высшим органом власти всей церкви является Синод, который решает вопросы об учениях, политике и финансах церкви. Синод созывается два раза в год. Епархиями руководят епископ и епархиальный капитул. 78 % дохода приходов состоит из церковного налога, который взимается одновременно с государственным и муниципальным налогом. Этот налог взимается как с частных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2000 году доход приходов от налога равнялся 723 миллионам евро. Государство несет расходы по армейским и тюремным священникам.

Разносторонность деятельности лютеранской церкви отражается на составе персонала. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников – приходской священник. В 2000 году церковь имела 19.600 работников (включая частично занятых).

Главной деятельностью церкви являются различные церковные церемонии и обряды. В среднем каждый финн ежегодно принимает участие по крайней мере в одном богослужении. 89 % всех младенцев крестят, и еще бульшая доля (90 %) подростков посещают конфирмационную школу и проходят обряд конфирмации. Без отпевания хоронят всего около 2 % финнов, и 80 % из браков заключаются в евангелическо-лютеранской церкви.

В 1990-е годы значительно обновили богослужение. Синод подтвердил четыре серии мелодий для применения на обновленной службе. Две из них основаны на классической григорианской традиции, одну вдохновили религиозные народные мелодии. Одна новая серия описывается как англиканская по природе, а второй комплект мелодий в четвертой серии воспроизводит широко известные мелодии традиционных семейных молитв. Синод официально подтвердил новую богослужебную книгу в январе 2000 года, и обновленную литургию ввели в приходы перед рождеством 2000 года.

В связи с длительным процессом обновления богослужений возникло несколько экспериментальных служб. Среди этих «альтернативных служб» для взрослых, самой значительной и популярной стала «Месса св. Фомы». Ее впервые отслужили в Хельсинки в апреле 1988 года. Впоследствии она стала популярной и в других больших городах Финляндии.

В течение последних десятилетий значительно усилилось сознание евангелическо-лютеранской церкви Финляндии о ее международных обязанностях. Это проявляется в возросшей поддержке миссионерской работе и помощи развивающимся странам, а также в увеличенном интересе к экуменической работе. Поддержка в миссионерской работе увеличилась вдвое по сравнению с началом 1980-х годов, а доходы от сбора денег в пользу помощи зарубежным странам увеличились во много раз.

Церковь имеет широкую сеть международных контактов. Ими ведает Отдел международных связей церкви, председателем которого является архиепископ. Наиболее широкие связи имеются с межцерковными организациями, в первую очередь с Всемирной лютеранской федерацией и Всемирным советом церквей. Связи с отдельными церквами самые тесные с Северными странами, с лютеранскими церквами Эстонии и Ингрии, а также с англиканской церковью Великобритании и русской православной церковью.

В 2000 году миссионерские организации лютеранской церкви работали в общей сложности в 33 странах Африки, Азии, Латинской Америки, Тихоокеанского региона, Европы. Они имели 500 миссионеров, из которых большинство работали в Азии и Африке. Другие финские церкви и религиозные общины имели примерно 600 миссионеров.

Финских лютеранских миссионеров и мирских работников высоко ценят за помощь, которую они оказывают людям в повседневной жизни. Проекты миссионеров признают успешными как с финансовой, так и с практической точки зрения.

Христианские организации несут основную ответственность за миссионерскую и евангелическую работу, но они заняты также работой среди детей и молодежи, консультативной и просветительской деятельностью, а также издательским делом. Профессиональное обучение работников церкви устраивается в основном этими организациями.

Возрожденские движения являются признанными элементами лютеранской церкви и национальной культуры, и их ранее отрицательное отношение ко многим секторам культуры смягчилось. Их рассматривают как часть церковного наследия.


Православная церковь

В 12 веке из Новгорода христианское влияние дошло до самой восточной части Финляндии – Карелии. Монахи распространяли слово Божие, и их монастыри превращались в крепости веры. В 1809 году Финляндия стала великим княжеством императорской России, и православная церковь была императорской церковью и частью русской государственной церкви. Православное христианство распространилось в западную Финляндию в основном с русскими военными и купцами.

В конце 19 века православную церковь пытались использовать как инструмент русификации. После революции в России и провозглашения независимости Финляндии (1917) связи церкви с Московским патриархатом были порваны, а в 1923 она получила автономный статус под Константинопольским патриархатом. В первые годы независимости была налицо растущая тенденция к акцентированию финского национального начала в православной церкви Финляндии.

Во время Второй мировой войны церковь лишилась своих монастырей и почти 90 % своего имущества. Две трети из ее членов были вынуждены оставить свои дома. Послевоенное время было периодом интенсивного восстановления. Государство финансировало строительство новых церквей, часовен, домов для священников, кладбищ. Религиозные общины Валаамского мужского монастыря и Линтульского женского монастыря, которые находились на уступленной карельской территории, были воссозданы в коммуне Хейнявеси в восточной Финляндии.

Число членов православной церкви сильно сократилось в 1950-е и 1960-е годы в результате высокой доли (почти 90 %) браков между лютеранами и православными. Дети из этих браков были обычно крещены в лютеранскую веру. Направление изменилось в 1980-е годы: число членов православной церкви начало расти, когда количество вступающих в нее превысило количество отделяющихся от нее. Она имеет в настоящее время 55.000 членов, т.е., 1,1 % населения Финляндии. Возрос, в особенности, интерес к православным традициям Карелии и литургическим обрядам церкви. Перемещенные монастыри «Новый Валаам» и «Линтула» превратились в важные места паломничества. В Валаам приезжает ежегодно около 150.000 посетителей.


Другие церкви и религиозные общины

Католическая церковь. После реформации католическая церковь исчезла из Финляндии на многие века. В 1929 году католическая церковь Финляндии была наконец официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8.000 членов, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Имеются семь приходов и одна самостоятельная епархия, охватывающая всю страну. Большинство священников и монахинь приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство распространилось в Финляндию во второй половине 19 века, когда несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также Армия спасения были учреждены здесь. Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их членов осталось ниже 1 % всего населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале 20 века и в настоящее время объединяющая 50.000 членов.

Иудаизм. Иудаизм привезли в Финляндию в начале 19 века, в основном, купцы и военные, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек. Примерно на этом уровне оно осталось и до сих пор. В первые годы 20 века Хельсинки, Выборг и Турку получили свои синагоги. В настоящее время синагоги имеются в Хельсинки и Турку.

Ислам. Первые мусульмане тоже приехали в Финляндию в русской армией, в конце 19 века. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце 19 века. Исламская община Финляндии была зарегистрирована в 1925 году. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство пришельцев зарегистрировалось в традиционной общине.

Другие религиозные общины. Помимо вышеупомянутых в Финляндии имеется еще примерно 30 зарегистрированных религиозных общин. Как и в других странах Европы, многие новые религиозные движения действуют активно в Финляндии.


Экуменическое сотрудничество

В 2000 году в Экуменический совет Финляндии входили:

Экуменический совет Финляндии. Совет действует как орган сотрудничества большинства церквей и христианских общин в Финляндии.

* Евангелическо-лютеранская церковь
* Православная церковь
* Финская свободная церковь
* Католическая церковь Финляндии
* Армия спасения
* Община Олауса Петри (действующая в Финляндии община лютеранской церкви Швеции)
* Шведоязычная баптистская миссия
* Финноязычная методистская церковь
* Шведоязычная методистская церковь
* Шведоязычная миссионерская заветная церковь
* Англиканская церковь
* Международная евангелическая церковь

Ассоциированными членами являются 18 христианских организаций.


Черты финской религиозности

После Второй мировой войны секуляризация усилилась во всех Северных странах, и провели четкую границу между святым и светским. Ценности, основанные на религии, утратили свое значение в обществе и заменились новыми моральными установками, имеющими лишь отдаленную связь с религией и церковью. В Финляндии секуляризация установилась наиболее прочно в больших городах, таких как Хельсинки и Тампере.

В последние годы, однако, интерес к религии снова пробудился. В конце 1990-х годов явно увеличилось число тех, кто верует в Бога согласно христианской доктрине. Согласно проведенному опросу, в 1999 году половина населения веровала в Бога в соответствии с христианским учением, в то время как в начале 1990-х годов всего треть придерживалась такой веры. Помимо этого одна четвертая часть населения заявила, что верует в Бога, но не так, как учит церковь. 17% были не уверены в существовании Бога. Идею существования Бога отрицало всего 6%. Даже среди тех, кто не принадлежит ни к какой религиозной общине, доля религиозных людей значительная.

Финская религиозность носит личный характер. Самая распространенная форма религиозной активности среди финнов – моление. Больше половины опрошенных (55%) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8% так же часто участвовало в организованных богослужениях. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо активными участниками общественной религиозной деятельности, христианство во многом прослеживается в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется регулярным посещением церкви, но присутствует как подтекст личной религиозности. Скрытая форма религиозности может также превратиться в активную во время кризиса или в других чрезвычайных условиях.

Интерес к духовным и церковным вопросам, представленным в средствах массовой информации, дополняет участие в религиозной деятельности. Половина населения Финляндии читает христианский журнал не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за религиозными программами по телевидению и радио.

Этические вопросы и проблемы повседневной жизни воспринимаются как факторы, оказывающие влияние на будущее человечества. Сознание этого побуждает церковь развертывать диалог с разными идеологиями и философскими школами. Несмотря на то, что многие из традиционных функций церкви частично утратили свою значимость, в замену им пришли другие, часто совершенно новые.

 


Читайте:


Праздники Финляндии:

Провинция Оулу. Фестивали

News image

Фолк-фестиваль в Хаапевеси 23.6.—29.6.2008 В 2008 году фестиваль в Хаапевеси пройдет в двадцатый раз. В новой разносто...

День культуры в Финляндии

News image

Не взирая на то, что шведское народонаселение в Финляндии составляет всего около 6 проц. (основное место их нахождения...

Интересные факты о Финляндии:

Музыка Финляндии

News image

Но, как бы ни видоизменялись направления культуры финнов под действием тех или иных факторов, в ней - таки остались крепки и традиции нации, и её древние корни. Свидетельство том...

Создание республики и межвоенный период

News image

Разорение хозяйства страны и блокада со стороны Антанты сделали жизнь в стране невыносимой, а многие политические партии утратили доверие народа. Спустя некоторое время партии во...

Господство России

News image

На историю Финляндии повлияло также враждебное отношение Швеции к Наполеону. На встрече в Тильзите (1807) Александр I и Наполеон договорились о том, что, если Швеция не присоед...

Экономика

News image

Финляндия относится к числу малых высокоразвитых индустриальных стран. Её доля в мировом производстве невелика — 0,4 %, в мировой торговле — 0,8 %. Валовый внутренний продукт Фин...

Финляндии сегодня:

Северная Финляндия и Лапландия

News image

Северная Финляндия – удивительная земля. Здесь по ночам светит солнце, и время от времени небо расцветает северным сиянием. Здесь – лучшие в мире реки, созданные для ловли лосося...

Туризм

News image

Будучи северной страной, Финляндия не является объектом столь массового туризма как южные государства Средиземноморья или Юго-Восточной Азии. Туристическими козырями Финляндии...

Информационные и коммуникационные технологии

News image

Существующая в Финляндии система информацион­ного обеспечения является самостоятельной и од­ной из наиболее динамично развивающихся отрас­лей, достижения в которой значительно вл...

Достопримечательности Финляндии:

Кафедральный собор Турку (Turku Cathedral)

News image

Кафедральный собор Турку (Turku Cathedral) – главный лютеранский храм Финляндии, это святыня всей страны. Звон его колоколов каждый час передаётся п...

Старое здание муниципалитета (The Old Town Hall)

News image

Старое здание муниципалитета (The Old Town Hall) было выстроено в 1762-1764 г. Именно здание муниципалитета и городской собор считаются самыми значи...

Восточная Финляндия и Северная Карелия

News image

Восточная Финляндия и Северная Карелия — это сплошные сопки, реки и озера, окруженные первозданными лесами и населенные самобытными карельскими наро...

Город Раума: общая информация

News image

Раума – оживлённый город на западном берегу Финляндии, задающий тон во всём регионе. Основанный в 1442 году, это третий из старейших городов страны,...

Снежный замок (Snow Castle)

News image

Самый большой в мире Снежный замок (Snow Castle) - это великолепный пример великого таланта и умения местных архитекторов и строителей. Внутри стен...

Научный центр «Страна знаний»

News image

В Научном Центре Tietomaa, Стране знаний, вы познакомитесь с новейшими технологическими достижениями, испытаете свои возможности – и в то же время п...

Отзывы и истории туристов:
News image

Хельсинки - это тоже интересно (часть 1)

Хельсинки – пожалуй, самая посещаемая российским туристами зарубежная столица. Главное достоинство этого города – близко. Около 400 км от Санкт-Пете...

News image

Финляндия на один день: Что еще можно посмотреть. Миниотчет

Езжу в финляндию по субботам - визу открываю В эту субботу ездила в порвоо. мне понравилось. Порвоо - второй самый старый город в финляндии после ...

News image

Финляндия. Страна диких дедов морозов, или Елопукки из Рованиеми.

Бесполезное Наблюдение №6. Ледяная гостиница. Чертоги снежной королевы. Здесь все изо льда и снега: апартаменты в виде снежных иглу с оленьими шкур...

News image

Хельсинки - Тампере, 3 дня (когда не надо ездить в Финляндию)

Некоторые впечатления о поездке. День Ивана Купалы в нашей стране уже почти не вспоминают, а в Финляндии это-главное событие лета, отмечают с пятни...

News image

Рассказ. В Финляндию на машине в новогодние каникулы 2009. Отдых

В Финляндию я поехала с мужем и друзьями первый раз на машинах, забронировали коттедж заранее самостоятельно через интернет, ехали через Брусничное,...

News image

Поездка в Финляндию на авто

Почитав отзывы о поездках за «бугор» хочу поделиться собственным опытом и впечатлениями. Первый раз за границу решил я отправиться в близлежащую Фин...

Курорты Финляндии:
News image

Хельсинки / Helsinki

Хельсинки – столица Финляндии, главный экономический и культурный центр страны, город высоких технологий, с отличными возможностями для отдыха. Это ...

News image

Горнолыжные курорты Финляндии: пригород Лахти (Южная Финляндия)

Мессила Курорт Мессила (Messilä) находится в 8 км от Лахти на хребте Салпаусселка. Это один из самых развитых горнолыжных центров в южной ча...

News image

Горнолыжные курорты Финляндии: Пюхя и Луосто

Центры зимнего спорта Пюхя и Луосто расположены в 20 км друг от друга. Пюхя — зимний курорт в Лапландии, в 53 км за границей Полярного круга. Нах...

News image

Юлляс

Юлляс расположен в западной Лапландии, здесь много простора, а уединенные коттеджи прекрасно вписываются в пейзаж. Этот курорт располагает самой выс...

News image

Пальякка

Пальякка расположена в одном из самых красивых и экологически чистых мест Финляндии посреди заснеженных сопок заповедника «Пальякан». Склоны курорта...

News image

Элливуори

Горнолыжный курорт Элливуори — один из самых южных в Финляндии. Курорт находится недалеко от города Нокиа, в южной Финляндии, в 54 км к юго-востоку ...